Почему-то клиенты часто думают, что их враги — это конкуренты, которые воруют их идеи. Или государство, которое увеличивает налоги и вменяет то и дело проверки. Или Яндекс, который меняет правила игры по поисковой выдаче… В общем, практически кто угодно, кроме них самих.
Моя же позиция состоит в том, что никто нам не враг, кроме… некоторых наших собственных качеств. Именно они и мешают нам продавать, продвигать и вообще рассказывать о себе.
1. Скромность и неуверенность
Если вы думаете, что у Гондопаса или у Манна не воруют идеи, не пересказывают их семинары, не пытаются объяснить, что все это клише и старые истины — то вы жестоко заблуждаетесь. И продукты под них выпускают, и семинары пересказывают, и книжки копируют. Однако от этого подражатели не становятся Маннами, а Манн не перестает быть собой и автором своих идей.
Он давно и уверенно говорит о себе в публичном пространстве. Он умеет отвечать за свои слова. Он не дает невыполнимых обещаний, хотя порой и подстегивает публику яркими заголовками и праздничными лозунгами.
Эксперт — тот, кто может встать над своим личным и клиентским опытом, обобщить его и показать некие заметные тренды и направления мысли. Показать их публично, не боясь ошибиться и не боясь, что призовут к ответственности.
Если же вы предпочитаете жить только лишь жизнью своего маленького свечного заводика, не угубляя и не уточняя, если вам с детства говорили, что выпячивать себе не хорошо и скромность лучшее достоинство — вряд ли вы будете на слуху у множества людей. Одновременно блистать на сцене и прятаться за шваброй не получится, поэтому стоит выбрать какую-то одну стратегию.
2. Лень и страх
Я уверена, что лени самой по себе не существует, поэтому объединила ее с другим мощным тормозом наших действий, а именно со страхом. Лень — это только наш способ избегать результатов своих действий. А значит, лежит очень близко к страху.
Если вам лень написать промотекст, вычитать текст написанный копирайтером, доработать свой сайт и разобраться с контекстной рекламой — значит, вы боитесь последствий своего успеха. Или чего-нибудь еще. Например, что ваш бывший друг узнает о вас и станет смеяться или осудит.
Если вам некогда (а на самом деле — лень) заниматься саморазвитием, обучением, расстановкой акцентов в своем бизнесе — возможно, вам не очень нужен успех этого бизнеса и устраивает то, что есть на сегодня.
3. Избыточность и штампы
Я не очень знаю, как правильно рассказать про избыточность, поэтому воспользуюсь образом, который довольно далеко отстоит от пиара и маркетинга.
Однажды мы крепко поспорили с моей подругой (пергидрольной блондинкой, легко сочетающей зеленые тени с красной помадой, оранжевыми брюками и яркой кофтой) по поводу уместности макияжа и вообще «оформления лица». Учитывая то, что для меня все, что отстоит от естественного более, чем на сантиметр уже избыточно, во мнениях мы разошлись довольно сильно. Наверное, это дело вкуса.
Но штука в том, что ваши вкусы должны совпадать со вкусами вашей аудитории. И если вы предлагаете косметику люксовых марок, а при этом у вас сайт в кошечку и в бантик, а тексты написаны на изысканном канцелярите — высока вероятность, что с аудиторией вы не совпадете.
Как, с одной стороны, не скатиться в штампы и пошлость (зато проверенные веками), а с другой — не быть избыточным? Вопрос сродни тому, как отсечь все ненужное от куска мрамора, чтобы получить Венеру ;)
4. Вера в героя
У многих предпринимателей (консультантов, тренеров и даже владельцев свечных заводиков) есть такое вредное заблуждение, что их бизнес нужен кому-то кроме них самих. И что если они сейчас наймут волшебного человека, который умеет пиар и маркетинг, то дальше этим можно не заниматься, а все пойдет само.
Иногда так даже бывает, но исключения скорее подтверждают правило: ваш бизнес нужен вам и именно вы по-настоящему понимаете, как устроен ваш продукт. Ни один пиарщик, ни один звездный маркетолог не справится с вашим продвижением без вашего участия.
Придется читать тексты, подбирать слова, нащупывать тропинки и идти по ним в темный лес клиентской лояльности. Если вы пускаете эту лодку вплавь по течению, надо ли удивляться, что она приплывает не туда, куда вы хотели?
5. Неверие в себя
А вот это уже не про скромность. Это про то, считаете ли вы на самом деле, где-то там, глубоко внутри свой продукт достойным успеха. И если не считаете, то не ходите на рынок. Время и деньги будут потрачены зря, а вы будете изумляться почему все то, что работает у других, не работает у вас.
Вы должны быть внутренне готовы принять деньги за то, что вы делаете. Вы должны верить в то, что это нужно людям и они могут платить за это с удовольствием. Никакие пиарщики и менеджеры не смогут убедить вас в достоинствах вашего продукта, это вы должны их убеждать и вдохновлять так, чтобы они доносили ваше вдохновение до потребителя.
Резюмируя все сказанное: у вашего бизнеса нет других врагов и нет других помощников кроме вас. Но то, что вы можете дать своему проекту — бесценно. Осталось найти это внутри и реализовать.
Источник: Сноб